Изменения в закон о лизинге

12 Октября 2023
Юридическое бюро Виктории Гольдфарб

  Вступивший в силу Федеральный закон от 28.04.2023 N 167-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" "добавил" лизингодателю обязанностей в рамках договора лизинга.
  Предлагаемый проект Федерального закона направлен на уточнение срока внесения сведений о заключении договора финансовой аренды (лизинга) в Единый федеральный реестр сведения о фактах деятельности юридических лиц (далее – Единый реестр).
  Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» установлена обязанность лизинговых компаний (лизингодателей) публиковать сообщения о заключенных договорах лизинга в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Срок публикации таких сведений в Едином реестре согласно требованиям Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» составляет три рабочих дня с даты возникновения соответствующего факта.
  Публикация этих сведений призвана улучшить раскрытие в России информации о рисках, которые могут возникать у лизингополучателей, в частности, о рисках мошенничества. Публично доступные данные о заключенных договорах лизинга, по мнению создателей ресурса, позволяют избежать ситуации, когда одно и то же оборудование дважды передается недобросовестным владельцем в залог или по договору финансовой аренды (лизинга) или продается с целью создания эффекта «добросовестного приобретения».
  С момента заключения договора лизинга до момента фактической передачи предмета лизинга может пройти достаточно много времени. Таким образом, несмотря на заключение договора лизинга, физическое использование предмета лизинга лизингополучателем возникает с момента передачи предмета лизинга.
  На практике нередко возникают ситуации, когда после заключения договора лизинга лизингополучатель отказывается от договора лизинга до передачи ему предмета лизинга. При этом существующая в Едином реестре запись о заключении договора лизинга фактически вводит пользователей реестра в заблуждение, поскольку отношения финансовой аренды (лизинга) в действительности еще не возникли, так как предмет лизинга не поступил во владение и пользование лизингополучателя.
  Кроме того, в связи с подпаданием ряда крупных российских лизингодателей под действие санкций, введенных США, Правительством Российской Федерации было принято решение о формировании и утверждении ряда мер, направленных на защиту крупнейших участников рынка лизинга. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 января 2018 года № 5 «Об определении случаев, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также лиц, в отношении которых указанные сведения не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Постановление № 5) с ряда крупнейших участников лизинговой отрасли была снята обязанность публиковать в Едином реестре сведения о заключенных договорах лизинга.
  Это создало предпосылки для возникновения недобросовестной конкуренции. Публикующаяся в обязательном порядке информация о договорах лизинга, заключенных компаниями, не подпавшими под действие Постановления № 5, открыло перед компаниями, в отношении которых введены меры ограничивающего характера, возможность делать потенциальным лизингополучателям конкурентные предложения. Это подталкивает таких лизингополучателей отказываться от уже заключенных договоров лизинга до момента передачи им предмета лизинга. В результате Единый реестр, создание которого было направлено на повышение прозрачности бизнеса и снижения рисков в экономике в текущей ситуации фактически стал источником возникновения новых рисков.
  В соответствии с новым абзацем части 3 статьи 10 изменение сведений о предмете финансовой аренды (лизинга), а именно изменение цифрового, буквенного обозначений имущества или объекта прав либо комбинации таких обозначений, даты окончания срока лизинга, а также сведений о лизингополучателе, подлежит внесению лизингодателем в Единый федеральный реестр не позднее трех рабочих дней с даты изменения сторонами условий договора финансовой аренды (лизинга).
  С принятием предложенного законопроекта публикация в Едином реестре сведений о заключении договора финансовой аренды (лизинга) после передачи предмета лизинга, а не сразу после заключения договора лизинга позволит устранить указанные недостатки, а именно повысить достоверность содержащейся в нем информации и исключить его использование в целях недобросовестной конкуренции.

 Ответственность согласно КоАП РФ:
П. 6 ст. 14.25 КоАП РФ: Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое представление предусмотрено законом
влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.
П. 7 ст. 14.25 КоАП РФ: Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое внесение предусмотрено законом
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
П. 8 ст. 14.25 КоАП РФ: Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 ст. 14.25 КоАП РФ, или внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заведомо ложных сведений
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.